Дисциплина «Основы социально-гуманитарных наук»

Внимание! С 07.11.2019 изменяются реквизиты Архитектурно-строительного колледжа в составе Белорусско-Российского университета. (в том числе для ЕРИП)

Новые реквизиты: 

УНП: 100325912, BIC: AKBBBY2X

Учебная дисциплина  «Основы социально-гуманитарных наук» (ОСГН) разработана для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования. В программу включены интегрированные знания по философии, социологии, политологии, составляющие обязательный минимум.

Ее отличительными особенностями являются:

  • компетентностный подход к формированию целей, содержания и организации обучения;
  • комплексный характер целей учебной дисциплины, которые рассматриваются как ожидаемые результаты ее изучения;
  • полидисциплинарный, проблемноориентированный характер;
  • модульно-тематическая структура содержания программы.

Цели учебной дисциплины «Основы социально-гуманитарных дисциплин» включают общие требования к формированию компетенций учащихся по циклу социально-гуманитарных дисциплин. Компетенции объединены в группы:

  • социально-личностные;
  • академические (универсальные);
  • социально-профессиональные.

На основе общих требований к компетенциям учащихся формируются цели отдельной социально-гуманитарной дисциплины.

Дисциплина «Основы социально-гуманитарных наук» представляет учебный материал, необходимый учащимся для осмысления социально-политической действительности, общения в социуме, выполнения гражданских обязанностей.

Дисциплина носит пропедевтический характер и служит базой для последующего, более глубокого изучения философии, социологии, политологии; дидактически подготовлена для использования преподавателями современных технологий обучения, ориентированных в большей мере на самостоятельную работу обучающихся, чем на передачу им готовых знаний.

Общие требования к формированию компетенций
учащегося по циклу социально-гуманитарных дисциплин

Изучив дисциплины социально-гуманитарного цикла, учащийся должен приобрести следующие компетенции:

- социально-личностные (гражданственности и патриотизма; социальных коммуникаций; межличностного общения на принципах гуманизма; самосовершенствования; здоровьесбережения.

- академические (универсальные) (работать с источниками знаний; применять научно-теоретические знания для решения практических задач; осуществлять системный сравнительный анализ; учиться самостоятельно).

- социально-профессиональные (использовать в профессиональной деятельности основы социально-гуманитарных знаний (о профессиональной культуре, нравственно-правовые аспекты трудовых отношений); моделировать собственную деятельность по достижению цели; работать в группе).

Цели и задачи учебной дисциплины

«Основы социально-гуманитарных наук»

Ведущая цель учебной дисциплины «Основы социально-гуманитар­ных наук» – формирование социально-личностных компетенций учащихся.

Исходя из ведущей цели, выделяются следующие специальные цели:

  • усвоение основ философских, социологических и политологических знаний, а также приобретение умений их применения;
  • формирование интегрального видения мира, базирующееся на гуманистических идеалах и принципах деятельности;
  • овладение культурой философского мышления;
  • овладение основами социально-политических действий;
  • осознанное принятие системы гуманистических ценностей личности, общества, государства.

В результате изучения дисциплины «Основы социально-гумани­тар­ных наук» учащиеся должны

знать:

- роль философии в рационально-теоретическом осмыслении мира, в формировании мировоззрения человека, в развитии культуры;

- ключевые идеи и категории философской концепции человека;

- основные ценности современного общества и личности;

- социокультурные основания и основные закономерности человеческой деятельности, в том числе – профессиональной;

- ведущие идеи философской и социально-политической картины общества;

- общую характеристику общества как системы;

- общую характеристику социальных общностей в Беларуси;

- особенности социально-политического управления в Республике Беларусь;

- основные направления государственной политики Республики Беларусь;

- роль и действия человека в социально-политических процессах;

- общую характеристику культуры социальных и политических действий;

уметь:

- характеризовать роль философии в рационально-теоретическом осмыслении мира, в формировании мировоззрения человека;

- применять философские знания при оценке мировоззренческих, социокультурных и профессиональных ситуаций;

- использовать социологические и политологические знания в процессе формирования собственного суждения о социально-политических процессах, отдельных ситуациях и действиях;

- осуществлять социальное взаимодействие;

- ориентироваться в конкретных социополитических ситуациях современной Беларуси;

- осуществлять основные гражданские обязанности.