Настройки отображения

Размер шрифта:
Цвета сайта
Изображения

Параметры

Обычная версия

20 мая учащиеся группы 2С1 посетили музей истории города Могилева, который находится в здании восстановленного памятника архитектуры XVII века – городской Ратуше.

В 1578, через год после получения городом магдебургского права, в Могилёве началось возведение городской ратуши. Первоначально ратуша была деревянной, поэтому неоднократно сгорала, и её местонахождение менялось.

Строительство каменной ратуши завершили в 1698 году. Здание покрыли черепицей, соорудили 2 крыльца (большое и малое), над которыми размещались позолоченные флюгера. Высота 8-гранной 5-ярусной башни со шпилем равнялась 46 метрам.

Здание было самым высоким в городе. В 1780 году с её смотровой площадки Могилевом любовались императрица Екатерина II и австрийский император Иосиф II.

Предметно-цикловые комиссии были созданы в целях содействия оптимальному функционированию колледжа в обеспечении высокого уровня общеобразовательных и профессиональных услуг для учащихся путем повышения профессионализма, личной ответственности и творческого подхода каждого педагогического работника колледжа. По времени создания цикловая комиссия социально-гуманитарных дисциплин – одна из старейших в колледже.

В рамках работы предметно-цикловой комиссии ежемесячно обсуждаются вопросы, касающиеся оптимизации учебного процесса, совершенствования методической базы, новинок в сфере образования. В последнее время стали популярны проведение Единых методических дней и Декад предметно-цикловых комиссий. Это способствует гармоничному развитию учащихся, так как в процессе подготовки таких мероприятий комплексно раскрываются способности каждого. Обсуждение планов, хода выполнения плановых мероприятий, других вопросов деятельности предметно-цикловых комиссий проводится на ее заседаниях под руководством председателя ПЦК.

Как сказал русский педагог К. Ушинский, «главное достоинство преподавателя состоит в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом». Сказанное особенно подходит для специфики предметов цикловой комиссии социально-гуманитарных дисциплин. Так как учебно-методическая и воспитательная деятельность преподавателей нашей цикловой комиссии содействует не столько профессиональному самоопределению, получая ответ на вопрос «Кем быть?», сколько личностному самоопределению и поискам ответа на вопрос «Каким быть?» – каким быть человеком, какой быть личностью, каким быть специалистом. В связи с этим целью нашей работы является формирование ценностных ориентаций, гуманистических идеалов, образцов поведения; помощь в адаптации в новом коллективе; создание условий для реализации творческого потенциала личности, повышения культурного уровня.

Цикловая комиссия социально-гуманитарных дисциплин принимает активное участие в идеологической и воспитательной работе колледжа, направленной на развитие у обучающихся патриотизма, гражданственности, духовности, чувства личной ответственности и активной жизненной позиции, повышение интеллектуального уровня и культуры учащихся. В связи с этим целью нашей работы является формирование ценностных ориентаций, гуманистических идеалов, образцов поведения; помощь в адаптации в новом коллективе; создание условий для реализации творческого потенциала личности, повышения культурного уровня.

Наша цикловая комиссия является хранительницей бесценного опыта педагогов, работавших в составе комиссии на протяжении всего периода существования колледжа. Сычик А. А., Лихунов Н. А., Литин Л. Е., Махлина Р. И., Захаренко Е. Н., Вайман Р. И., Лившиц Ц. А., Улеева А. М., Дорошева В. В., Кононова Л. И., Гнесина Б. И., Степанчикова Я. К., Акулович В. П., Твердомед Г. В., Казакова Н. В., Станкевич О. Н., Печковская И. А., Лукьянова О. В., Оленева И. К., Буклис А. Г. – наставники, которые остаются в памяти и нынешних педагогов, и учащихся. Ханин Я. Л., Потапенко Н. З., Акулович Б. И., Астрова Ф. Д., Баглей З. Ф., Глевкая Л. П., Злотников Л. Я., Жукова С. С., Помазан С. И., Поликарпов А. А., Веремеенко Г. И., Рабцевич С. В., Прудниченко А. Л., Лукьянская В. А., Киреева З. В. – преподаватели, опыт которых помогает нам и сегодня. Мы искренне благодарны им за добросовестный труд!

 

В 1-ом семестре 2018-2019 учебного года преподавателями цикловой комиссии социально-гуманитарных дисциплин проведена следующая работа:

Открытые уроки ко Дню знаний:

Антипирович И.П. в гр. 1Э1 на тему «Мне выпала шчасце тут нарадзiцца…»;

Шаблицкая Н.В. в гр. 1А на тему «Мне выпала шчасце тут нарадзiцца…»;

         Открытое внеаудиторное мероприятие:

         Буклис А.Г.Открытое внеаудиторное мероприятие «Сильны единством», посвященного V форуму регионов Беларуси и России.

Выставки:

         Шаблицкая Н.В. – выставка творческих работ учащихся, посвященная Году малой родины;

         Буклис А.Г. – выставка творческих работ учащихся «А. Солженицын: Дорога чести и гражданского мужества», посвященная 100-летию со дня рождения А. И. Солженицына;

         Жолобова О.В. – выставка творческих работ учащихся к 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева.

         Участие в международных проектах и конкурсах:

         Буклис А.Г. – международный социальный проект «Мир глазами студентов» (диплом 1 степени);

         Буклис А.Г. – конкурс проектов «ПРОФИ Имидж»;

         Буклис А.Г. – конкурс эссе, посвященный празднованию 100-летия со дня образования БССР (Дыщенко Д.А. эссе «Соль земли белорусской», 3-е место)

        

Во 2-ом семестре 2018-2019 учебного года преподавателями цикловой комиссии социально-гуманитарных дисциплин проведена следующая работа:

Открытые учебные занятия:

Ирванцова И.Г. в гр. 1С2 на тему «Роль науки и техники в современном обществе. Монологическая речь. Future Continuous»;

Гребень В.Е. в гр. 1А на тему «Выдающиеся люди РБ. Говорение. Past Perfect Continuous»;

Антипирович И.П. в гр. 1Т на тему «Выдающиеся люди Великобритании. Чтение. Past Perfect Continuous»;

Косько А.В. в гр.1А на тему «Выдающиеся люди Великобритании. Чтение. Past Perfect Continuous».

Открытые внеаудиторные мероприятия:

Буклис А.Г. – организация и проведение 1-ого Фестиваля науки (в рамках работы НИО учащихся АСК)

- организация Фестиваля;

- открытие Фестиваля;

- организация выставок;

- организация мастер-классов;

- участие в работе XIX конференции научно-исследовательского общества учащихся;

- закрытие Фестиваля.

Шаблицкая Н. В. – проведение внеаудиторного мероприятия, посвященного Международному Дню родного языка.

Антипирович И. П. – открытый кураторский час, посвященный Дню космонавтики.

Косько А. В. – методическая разработка открытого кураторского часа на тему «Семья – основа жизни на земле».

Выставки:

Шаблицкая Н. В. – выставка творческих работ учащихся, посвященная Международному дню родного языка;

Ирванцова И. Г., Антипирович И.П., Косько А.В., Оленева И.К. – выставка творческих работ и рефератов учащихся, посвященная Году малой родины в РБ;

Жолобова О.В. – выставка творческих работ учащихся к 130-летию со дня рождения А. Ахматовой.

Экскурсии:

Преподавателем Шаблицкой Н. В. в сотрудничестве с преподавателями цикловой комиссии социально-гуманитарных дисциплин Бычковой А. В. и Веремеевой О. В.) была проведена экскурсия по маршруту Могилев – Гомель – Ветка – Чечерск с учащимися групп 1С1, 1С2, 1А, 1Т. Подготовлены и оформлены фотоматериалы для участия в фотоконкурсе «Селфи в музее».

Участие в международных проектах и конкурсах:

Буклис А.Г. (в сотрудничестве с преподавателем цикловой комиссии естественнно-математических дисциплин Дыщенко Ж.М.) – участие в конкурсе педагогических проектов «Есть идея!» в рамках международного Фестиваля науки (благодарственное письмо);

Буклис А.Г. (в сотрудничестве с преподавателем цикловой комиссии естественнно-математических дисциплин Дыщенко Ж.М.) – участие в работе XII международной конференции «Успешен тот, кто творит!» г. Брест (диплом);

Буклис А.Г. (в сотрудничестве с преподавателем цикловой комиссии естественнно-математических дисциплин Дыщенко Ж.М.) – участие в Международном конкурсе компьютерной графики (дипломы 2-ой и 3-ей степени).

Учащиеся преподавателей иностранного языка Антипирович И.П., Гребень В.Е., Косьео А.В., Ирванцова И.Г. приняли участие в международном конкурсе эссе, организуемом общественной организацией «The Goi Peace Foundation».

Преподавателями цикловой комиссии также были подготовлены материалы для участия в Республиканской выставке научно-методической литературы (Антипирович И.П., Ирванцова И.Г., Буклис А.Г., Шаблицкая Н.В., Гребень В.Е.)

 

Телефон

8(022)32-26-22

Email

Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Научно-исследовательская деятельность учащихся позволяет наиболее полно проявить индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации личности. Преподаватели цикловой комиссии гуманитарных дисциплин уделяют большое внимание вопросу о готовности студентов к научно-исследовательской деятельности. Процесс исследования индивидуален и является ценностью как в образовательном, так и в личностном смысле, поэтому необходимо совершенствовать подходы к научно-исследовательской работе, для того что бы сделать этот процесс наиболее интересным и продуктивным. В данном разделе представлен список научно-исследовательских проектов за период с 2010 года.

 

Участие в работе конференций научно-исследовательского общества учащихся АСК


Участие в работе XXIII конференции научно-исследовательского общества учащихся «Молодость. Творчество. Современность»

«Лексикология современной молодежи» [2023]

«Виртуальная выставка как средство формирования исторической памяти» [2023]

«Повязь часоў – беларускi ручнiк» [2023]

«Могилевский художник Дмитрий Авласевич» [2023]

«Использование социальных сетей в образовательном процессе» [2023]

«Развитие физической культуры и спорта в архитектурно-строительном колледже» [2023]

«Вертикальное озеленение в архитектуре» [2023]

«Пищевые добавки и здоровый образ жизни» [2023]


Участие в работе II Международной конференции научно-исследовательского общества учащихся «Строительство и архитектура»

«Летающие здания в Японии» [2022]

«Скульптура Могилева: история и современность» [2022]

«Страницы каменной летописи: Спасо-Преображенская церковь» [2022]

«Жизнь под куполом: за и против» [2022]

«Послевоенное восстановление Могилевского строительного техникума» [2022]

«Молодость, труд, романтика» [2022]

«Строитель звучит гордо» [2022]

«Легендарный архитектор Могилева» [2022]

«Экологическое строительство в разных странах» [2022]


Участие в работе XXI конференции научно-исследовательского общества учащихся, посвященной 90-летию со дня основания архитектурно-строительного колледжа

 «Социологическое исследование в области отношения учащихся к выбранной профессии и учебе в архитектурно-строительном колледже» [2021]

 «Социальный плакат как инструмент профессиональной мотивации» [2021]

 «Обучение иностранных учащихся в Могилевском строительном техникуме (1980-е годы)» [2021]

«Выпускник АСК – строитель с именем» [2021]

«Освещение деятельности АСК в СМИ» [2021]

«История становления и развития цикловой комиссии социально-гуманитарных дисциплин архитектурно-строительного колледжа» [2021]

«Прошлое и настоящее: специальность “Санитарно-техническое оборудование зданий и сооружений”» [2021]

«Специальность “Архитектура” в архитектурно-строительном колледже: становление и развитие» [2021]

«Судьбою вызваны к доске» [2021]


Участие в работе XX конференции научно-исследовательского общества учащихся АСК, посвященной 75-летию освобождения Беларуси и Победы в Великой Отечественной войне:

«Оружие Победы: РСЗО “Катюша” » [2020]

«Родные лица Победы» [2020]

«Женское дело – война?» [2020]

«Военная тематика в работах М. Савицкого» [2020]

«Маленькие герои большой войны» [2020]

«Преподаватели техникума – участники ВОВ» [2020]

«Роль музеев в сохранении и формировании исторической памяти» [2020]

«Форма военнослужащих Красной Армии» [2020]


Граффити как элемент современной городской культуры [2019]

Улицы Памяти [2019]

История становления и развития отделения «Гражданское и промышленное строительство» архитектурно-строительного колледжа [2019]

Исследование толерантных установок в сфере межнациональных отношений у обучающихся архитектурно-строительного колледжа [2019]

Британский и американский английский: есть ли разница? [2019]

Што нi узор, то сiмвал [2019]

Говорит одежда! [2019]

Белорусская диаспора в Соединенном Королевстве [2019]

Пять способов эффективного разговора по телефону [2019]

Оформительская деятельность учащихся Архитектурно-строительного колледжа [2019]


СМС как современный эпистолярный жанр [2018]


Веб-квест на тему «Счастье – это дом, семья, любовь» (по произведениям русской литературы) [2017]

Сердце, отданное колледжу… Видеофильм о В.К. Рабцевиче [2017]


Сердце, отданное колледжу… Реферативное исследование биографии В.К. Рабцевича [2016]


Этнаграфічны праект: «Да вытокаў душой дакрануўшыся…» [2015]

Петербург Ф. М. Достоевского и современный Петербург [2015]

Санкт-Петербург Достоевского и современный


Учебный проект «Электронная летопись «Малый край большой Отчизны» [2014]

Малый край большой Отчизны

Электронный журнал как средство развития творческих способностей учащихся" [2014]

Электронный журнал АСК-трибуна


Учебный проект «Электронная летопись «Малый край большой Отчизны» [2013]

Свет и тени Федора Сологуба. К 150-летию писателя [2013]


Влияние Интернет-сленга на культуру устной и письменной речи учащихся [2012]

Создание электронного учебного пособия по русской литературе для учащихся второго курса [2012]

Максим Богданович и Максим Горький [2012]


Создание электронного учебного пособия по русской литературе для учащихся первого курса [2011]


Заочная экскурсия по Хатыни «Пусть люди помнят…» [2010]

Краеведческая работа «На поверке отзовется улица» [2010]


Научно-исследовательское общество учащихся

 

2017/2018 учебный год

- Участие в научной конференции “Гісторыка-культурная спадчына Падняпроўя”, посвященной 150-летию  Могилевского областного краеведческого музея им. Е.Р. Романова, учащиеся группы 2С2 Синицына С. и Щанова Д. , руководитель Бычкова А.В.

Выступление Щановой Д.Е. с темой «Утраченное наследие Могилёва» 

 

- Участие в Х1 международной научно - практической конференции исследовательских и конструкторских работ учащихся и преподавателей учреждений среднего специального и высшего образования «УСПЕШЕН ТОТ, КТО ТВОРИТ» г. Брест (март, 2018 г) отмечены дипломом, учащиеся группы 2С2 Синицына С. и Щанова Д. , руководитель Бычкова А.В.

Выступление Щановой Дарьи и Синицыной Славяны

Дипломы за учебный год


 

2016/2017 учебный год

Участие во 2 областной Научно-практической конференции исследовательской деятельности  учащихся среднего специального образования Могилевской области, учащиеся 1 курса группы 1С2 Синицына С. и Щанова Д., руководитель Бычкова А.В.

2017/2018 учебный год

 

- Участие в научной конференции “Гісторыка-культурная спадчына Падняпроўя”, посвященной 150-летию  Могилевского областного краеведческого музея им. Е.Р. Романова, учащиеся группы 2С2 Синицына С. и Щанова Д. , руководитель Бычкова А.В.

Выступление Щановой Д.Е. с темой «Утраченное наследие Могилёва» 

 

-  Участие в Х1 международной научно - практической конференции исследовательских и конструкторских работ учащихся и преподавателей учреждений среднего специального и высшего образования «УСПЕШЕН ТОТ, КТО ТВОРИТ» г. Брест (март, 2018 г) отмечены дипломом, учащиеся группы 2С2 Синицына С. и Щанова Д. , руководитель Бычкова А.В.

Выступление Щановой Дарьи и Синицыной Славяны

Дипломы за учебный год


 

2016/2017 учебный год

Участие во 2 областной Научно-практической конференции исследовательской деятельности  учащихся среднего специального образования Могилевской области, учащиеся 1 курса группы 1С2 Синицына С. и Щанова Д., руководитель Бычкова А.В.

 

19–ая конференция научно-исследовательского общества учащихся (11 апреля 2019 года)
Тема ФИО учащихся ФИО Руководителя

Исследование толерантных установок в сфере межнациональных отношений у обучающихся архитектурно-строительного колледжа

 

Стендовый доклад

Е. Рухманкова, гр.2 А

А.В. Бычкова

История становления и развития отделения «Гражданское и промышленное строительство» архитектурно-строительного колледжа

 

Стендовый доклад

Шерстнев Д. гр.3С2

Синицына С.С. гр.3С2

А.В. Бычкова

Улицы Памяти

 

Стендовый доклад

Козловская Ангелина Васильева, гр. 2А, Дыщенко Дарья Александровна, гр. 1Ак,

Политыко Виктория Александровна, гр. 1Ак,

Кулешова Анна Николаевна, гр. 1Ак.

О.В. Веремеева

Граффити как элемент современной городской культуры

 

Стендовый доклад

Сидорова Елизавета Николаевна, гр. 1Ак,

Станкевич Анна Антоновна, гр. 1Ак,

Козловская Ангелина Васильевна, гр. 2А.

О.В. Веремеева

18–ая конференции научно-исследовательского общества учащихся (11 июня 2018 года)

Особенности рационального природопользования на примере переработки твердых бытовых отходов в г. Могилеве

К.А. Елочкина 1А

Е.В Чиркесова 1А

З.В. Киреева

Исследование национального самосознания обучающихся архитектурно-строительного колледжа

С.С.Синицына 2С2

Д.Е Щанова 2С2

А.В. Бычкова

Могилевский зодчий – Игорь Иванович Фролов

Е. Рухманкова 1А

Т. Свечко 1А

А.В. Бычкова

Священнослужители моего края -Владыка Максим

П. Дудькова 1А

Д. Малюк 1А

А.В. Бычкова

«Региональная принадлежность учащихся архитектурно-строительного колледжа в составе ГУ ВПО «Белорусско-Российский университет»»

А.В. Новаковская 2А

Д.Д. Чернявская 2А

О.В. Веремеева

Жизненный путь солдата-офицера Андрея Семеновича Моисеева

А.В. Козловская 1А

В.Н. Галецкая 1А

О.В. Веремеева

17–ая конференции научно-исследовательского общества учащихся (19 мая 2017 года)

Ценностные ориентации учащихся АСК

Легеров Р., гр.3С6

Рыжикова К.,гр.3С6

Бычкова А.В.

Утраченное наследие Могилёва

Синицына С.,гр.1С2

Щанова Д.Е.,гр.1С2

Бычкова А.В.

Оптимизация долинных культурных ландшафтов реки Дубровенка

Челочев Г.С. гр. 1А

Чернявская Д.Д. гр. 1А

Гайсенок Д.А гр. 1А

Киреева З.В

16-я конференция научно-исследовательского общества учащихся (19 мая 2016 года)

Малым рекам – большая жизнь

Буглак  Е.,

Бригневич В.,

Киреева З.В

14-я конференция научно-исследовательского общества учащихся (26 мая 2014 года)

Демографические особенности

г. Могилева.

Мартыненко А. В. гр. 1С1,

Викторчик А. Д.. гр. 1Т, Саульченко В. Н., гр.1Т

Киреева З.В

Кафе воспоминаний 

 (говорят дети Великой Отечественной войны- 1941-1945).

Шлимакова М.В., гр. 2М; 

Киктенко В. В.,гр.2А; Зверькова Я. В., гр.2Б-к; Новик А. И.гр.2А-к,

руководитель Левкович М. В.

9-я конференция научно-исследовательского общества учащихся

История стройотрядовского движения архитектурно-строительного колледжа

Башаримова В.В., Бекасов Р.Г. гр. 2С-2

Поликарпов А.А.

8-я конференция научно-исследовательского общества учащихся

История возрождения техникума в 1945 г. и его работа в 1947-1948 учебном году

Сидорова Е.А., Чернойтван Я.М., Шамигова В.Н. гр. 1Б

Веремеенко Г.И.

Подпольное и партизанское движение в городе Могилеве. Семья Живописцевых

Круподеря А.А., Серафимович М.А., Чиженок Е.Н. гр. 1А

Рабцевич С.В.

Подпольное и партизанское движение в городе Могилеве. Леня Лорченко

Рощенко Р.А., Ковалевский А.В. гр. 1А

Рабцевич С.В.

7-я конференция научно-исследовательского общества учащихся

Подпольное движение на территории г. Могилева в годы Великой Отечественной войны

Сауть В.Ю.
Шереметов А.С.

 гр. 1А

Рабцевич С.В.

6-я конференция научно-исследовательского общества учащихся

История архитектурно-строительного колледжа Белорусско-Российского университета

Бабин Сергей гр. 3Ск

Поликарпов А.А.

Учащиеся и сотрудники колледжа - участники войны в Афганистане.

Зелепужин Артем гр. 1См-2

Веремеенко Г.И

5-я конференция научно-исследовательского общества учащихся

О работе по созданию историко-хронологического очерка к 75-летию колледжа

Бабин Сергей гр. 2Ск, Яшков Игорь гр. 1С2

Поликарпов А.А.

4-я конференция научно-исследовательского общества учащихся

О состоянии работ по восстановлению истории Архитектурно – строительного колледжа: 30 – 50 г.г.

Президентова И. гр. 1А1

Поликарпов А.А.

3-я конференция научно-исследовательского общества учащихся

Полыковичи как символ осуществления фашистами политики геноцида на территории Беларуси в годы Великой Отечественной войны

Пошкребнёва О.О.   гр. 5Ск
Хребтович Д.А.         гр. 5Ск
Ходатович Н.В.          гр. 5Ск

Веремеенко Г.И.

2-я конференция научно-исследовательского общества учащихся

Могилевская ратуша: прошлое и настоящее. Будущее? Исторический обзор.

Аниськов А. гр.2Ск
Хлиманков А. гр.2Ск

Веремеенко Г.И.

1-я конференция научно-исследовательского общества учащихся

Право на жизнь в современном обществе

Моженков С. гр.5Ск
Федосенко П. гр.5Ск

Веремеенко Г.И.

– Всемирная история

– История Беларуси

– Обществоведение

– Основы права

– Основы социально-гуманитарных наук

– Белорусский язык

– Белорусская литература

– Русский язык

– Русская литература

– Иностранный язык

Учебная дисциплина «Основы права» предусматривает изучение основ общей теории государства и права и основных отраслей права.

Цель преподавания учебной дисциплины «Основы права»:

- получение учащимися знаний о праве и государстве как общесоциальных феноменах, обеспечивающих необходимое социальное управление, регулирование и контроль;

- усвоение комплексных правовых знаний, необходимых для решения задач, возникающих в различных сферах жизнедеятельности общества;

- формирование правовой культуры и правового сознания.

В ходе преподавания учебной дисциплины необходимо обращать внимание учащихся  на то, что в успешной деятельности современного специалиста большое значение приобретает его компетентность в области правовых знаний, что является основой для успешной социализации подрастающего поколения в обществе.

Для закрепления теоретического материала и формирования у учащихся необходимых умений и навыков правового поведения программой предусмотрено проведение практических занятий. Цель практических занятий – обобщение, углубление, систематизация знаний по основным разделам права, а также формирование умений работать с нормативными правовыми актами, решать ситуативные задачи и тестовые задания в области права.

Содержание программы включает четыре раздела. Первый раздел включает рассмотрение основ общей теории государства и права, сущности и функций государства, его роли в регулировании общественных отношений. При изучении учебного материала второго раздела необходимо ознакомить учащихся с документами по правам человека, акцентировать внимание на взаимосвязи прав и ответственности личности. Изучение тем третьего раздела программы предполагает изучение основных отраслей права, усвоение основных положений Конституции Республики Беларусь, Гражданского, Трудового, Жилищного, Уголовного кодексов, системы и механизма защиты прав человека на международном уровне, приобретение умения, находить правовые пути разрешения конфликтных ситуаций. При изучении административного, гражданского, уголовного права целесообразно ознакомление учащихся с нормами процессуального законодательства, что позволяет наглядно увидеть практику реализации материальных норм права. Изучение четвертого раздела дает возможность познакомить учащихся с правами ребенка, основами международного и национального права о правах ребенка.

Содержание учебного материала необходимо систематически корректировать с учетом изменений правовых норм при условии сохранения тем программы. В целях учета изменений правовых норм преподавателю рекомендуется обращаться к базам данных правовой информации.

В процессе обучения необходимо обеспечить межпредметные связи с учебными предметами общеобразовательного и профессионального компонентов учебного плана («Обществоведение», «Всемирная история», «История Беларуси», «Основы экономики»).

В результате изучения учебной дисциплины «Основы права» учащиеся должны

знать на уровне представления:

- место, роль и назначение права и государства в системе социальных отношений;

- основы конституционного строя, основы административного, гражданского, жилищного, семейного, трудового, экологического, уголовного и международного права Республики Беларусь.

знать на уровне понимания:

- основные правовые категории и понятия;

- основные права и обязанности человека и гражданина, гарантии их реализации;

- основные отрасли права, их структуру и институты;

- основополагающие нормативные правовые акты;

- структуру государственного аппарата, место, роль и компетенцию государственных органов и должностных лиц, структуру и систему судебных и правоохранительных органов.

уметь:

- определять вид правовых отношений и правовые нормы, их регулирующие;

- устанавливать иерархию нормативных правовых актов, регулирующих определенные правовые отношения;

- осуществлять поиск необходимых нормативных предписаний в национальном законодательстве;

- правильно применять нормы права к конкретным правовым ситуациям;

- анализировать состояние и тенденции реализации основных прав и свобод человека в современном мире.

В процессе изучения учебной дисциплины «Основы права» необходимо создать условия:

– для формирования правовой культуры и правового сознания учащихся;

– для воспитания осознанного понимания необходимости соблюдения правовых норм, чувства ответственности за собственные поступки;

– для развития устойчивого внимания, логического мышления, уравновешенности, умения сравнивать, обобщать изучаемые объекты, делать выводы.

Для лучшего усвоения учащимися программного учебного материала, активизации их познавательной деятельности, развития творческого мышле­ния целесообразно использовать практико-ориентированные технологии преподавания, интенсивные методы и приемы обучения, в том числе анализ практических ситуаций, самостоятельную работу учащихся с нормативными правовыми актами и специальной литературой. Для обеспечения должного уровня подготовки учащихся в процессе изучения учебной дисциплины рекомендуется использовать технические и демонстрационные средства обучения.

Учебная дисциплина  «Основы социально-гуманитарных наук» (ОСГН) разработана для учреждений, обеспечивающих получение среднего специального образования. В программу включены интегрированные знания по философии, социологии, политологии, составляющие обязательный минимум.

Ее отличительными особенностями являются:

  • компетентностный подход к формированию целей, содержания и организации обучения;
  • комплексный характер целей учебной дисциплины, которые рассматриваются как ожидаемые результаты ее изучения;
  • полидисциплинарный, проблемноориентированный характер;
  • модульно-тематическая структура содержания программы.

Цели учебной дисциплины «Основы социально-гуманитарных дисциплин» включают общие требования к формированию компетенций учащихся по циклу социально-гуманитарных дисциплин. Компетенции объединены в группы:

  • социально-личностные;
  • академические (универсальные);
  • социально-профессиональные.

На основе общих требований к компетенциям учащихся формируются цели отдельной социально-гуманитарной дисциплины.

Дисциплина «Основы социально-гуманитарных наук» представляет учебный материал, необходимый учащимся для осмысления социально-политической действительности, общения в социуме, выполнения гражданских обязанностей.

Дисциплина носит пропедевтический характер и служит базой для последующего, более глубокого изучения философии, социологии, политологии; дидактически подготовлена для использования преподавателями современных технологий обучения, ориентированных в большей мере на самостоятельную работу обучающихся, чем на передачу им готовых знаний.

Общие требования к формированию компетенций
учащегося по циклу социально-гуманитарных дисциплин

Изучив дисциплины социально-гуманитарного цикла, учащийся должен приобрести следующие компетенции:

- социально-личностные (гражданственности и патриотизма; социальных коммуникаций; межличностного общения на принципах гуманизма; самосовершенствования; здоровьесбережения.

- академические (универсальные) (работать с источниками знаний; применять научно-теоретические знания для решения практических задач; осуществлять системный сравнительный анализ; учиться самостоятельно).

- социально-профессиональные (использовать в профессиональной деятельности основы социально-гуманитарных знаний (о профессиональной культуре, нравственно-правовые аспекты трудовых отношений); моделировать собственную деятельность по достижению цели; работать в группе).

Цели и задачи учебной дисциплины

«Основы социально-гуманитарных наук»

Ведущая цель учебной дисциплины «Основы социально-гуманитар­ных наук» – формирование социально-личностных компетенций учащихся.

Исходя из ведущей цели, выделяются следующие специальные цели:

  • усвоение основ философских, социологических и политологических знаний, а также приобретение умений их применения;
  • формирование интегрального видения мира, базирующееся на гуманистических идеалах и принципах деятельности;
  • овладение культурой философского мышления;
  • овладение основами социально-политических действий;
  • осознанное принятие системы гуманистических ценностей личности, общества, государства.

В результате изучения дисциплины «Основы социально-гумани­тар­ных наук» учащиеся должны

знать:

- роль философии в рационально-теоретическом осмыслении мира, в формировании мировоззрения человека, в развитии культуры;

- ключевые идеи и категории философской концепции человека;

- основные ценности современного общества и личности;

- социокультурные основания и основные закономерности человеческой деятельности, в том числе – профессиональной;

- ведущие идеи философской и социально-политической картины общества;

- общую характеристику общества как системы;

- общую характеристику социальных общностей в Беларуси;

- особенности социально-политического управления в Республике Беларусь;

- основные направления государственной политики Республики Беларусь;

- роль и действия человека в социально-политических процессах;

- общую характеристику культуры социальных и политических действий;

уметь:

- характеризовать роль философии в рационально-теоретическом осмыслении мира, в формировании мировоззрения человека;

- применять философские знания при оценке мировоззренческих, социокультурных и профессиональных ситуаций;

- использовать социологические и политологические знания в процессе формирования собственного суждения о социально-политических процессах, отдельных ситуациях и действиях;

- осуществлять социальное взаимодействие;

- ориентироваться в конкретных социополитических ситуациях современной Беларуси;

- осуществлять основные гражданские обязанности.

«Обществоведение» представляет собой интегриро­ванный учебный предмет, ядро которого составляет совокупность научных знаний об обществе и о человеке. Источниками констру­ирования содержания учебного предмета являются социальные и гуманитарные науки: антропология, культурология, правоведение, политология, психология, религиоведение, социология, этика, эстетика, философия, экономическая теория и др.

В ходе изучения обществоведения учащиеся усваивают систему социально-гуманитарных знаний о человеке, обществе и государ­стве в многообразии их взаимосвязей и взаимоотношений, опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений, необходимых для успешной жизнедеятельности человека в обществе.

Обществоведческое образование в учреждениях общего среднего образования является важным средством социализации личности. На уроках обществоведения учащиеся получают представления и основы научных знаний об устройстве современного общества, механизмах социальной регуляции, способах взаимодействия лич­ности и общества, типичных социальных ролях человека в совре­менном обществе. Изучение обществоведения играет существенную роль в развитии социальной компетентности молодежи, включающей, наряду со знаниями и ценностными ориентирами, комплекс умений: умение ориентироваться в постоянно нарастающем потоке информации, получать из него необходимую информацию; умение применять полученные знания для решения не только учебных задач, но и реальных проблем собственного бытия в социуме, для осуществления в дальнейшем разноплановой деятельности в раз­ных сферах общественной жизни.

Существенный вклад вносит учебный предмет «Обществоведение» в гражданское становление личности, в развитие ее социально значимых черт. Он приобщает учащихся к важным компонентам гражданской культуры: научным представлениям об отношениях между гражданином и государством; правам и обязанностям граж­данина; моделям гражданского поведения, одобряемым обществом; гражданским ценностным ориентирам. Все это позволяет развивать гражданскую компетентность учащихся.

Учебный предмет «Обществоведение» содержит значитель­ный потенциал для нравственного воспитания подрастающего поколения. Основные понятия морали, нравственные ценности, нравственные нормы, мотивы нравственного поведения являются в данном учебном предмете непосредственным объектом изучения.

Целью учебного предмета «Обществоведение» является содействие становлению творческой личности, обладающей развитым сознанием, критическим мышлением, способной на основе осмысления культурно-исторического опыта, базовых ценностей отечественной и мировой культуры, проблем развития современной цивилизации и понимания основных тенденций развития общества определить пути конструктивной самореализации, активно вклю­читься в продуктивную созидательную деятельность.

Задачи учебного предмета «Обществоведение» состоят в том, чтобы содействовать:

- освоению учащимися знаний об основных сферах челове­ческой деятельности, основных тенденциях общественного развития, формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной сре­дой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

- овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информа­цию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства, по­зволяющих эффективно действовать в различных ситуациях личной, общественной, профессиональной жизни;

- освоению учащимися опыта применения полученных знаний, умений и навыков для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отно­шений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами пове­дения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе;

развитию нравственной, политической, правовой, экономи­ческой культуры личности в единстве знаниевого, поведенче­ского и эмоционально-ценностного компонентов; воспитанию гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Республики Беларусь.

Личностными результатами учащихся при освоении учебного предмета «Обществоведение» являются:

- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; понимании необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к сохранению суверенитета и территориальной целостности белорусского государства; признании ценности семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за судьбу страны перед нынешним и грядущим поколениями;

- готовность и способность к образованию, в том числе к само­образованию, на протяжении всей жизни, сознательное отно­шение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов, отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

- мотивированность и направленность на активное и созида­тельное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

- толерантное сознание и поведение в поликультурном обще­стве, готовность вести диалог с другими людьми, достигать взаимопонимания и находить общие цели, сотрудничать для их достижения;

- эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, творчества, общественных отношений;

- ответственное отношение к созданию семьи на основе осоз­нанного принятия ценностей семейной жизни.

Историческое образование является одним из важнейших факторов формирования гражданственности, патриотизма и национального самосознания учащейся молодёжи, укрепления национальной безопасности и обеспечения устойчивого развития суверенного белорусского государства.

История как учебный предмет является органичной частью современного образовательного пространства, способствует формированию исторической памяти и исторического сознания. Объектом изучения истории является многообразие событий, явлений и процессов, происходивших в ходе развития человечества от первобытности до наших дней. Исключительно велика роль истории в становлении личности школьника. Она готовит его к жизни в постоянно меняющемся мире с учётом накопленного человечеством опыта, воспитывает гражданина и патриота своего Отечества, человека, уважающего культуру и историю других народов. Определяющим в этом процессе является формирование качеств личности, которые необходимы для выполнения гражданами социальных функций, обусловленных системой ценностей белорусского общества.

Содержание исторического образования ориентирует учащихся на изучение общества и его жизнедеятельности в разные исторические эпохи и в разных аспектах: общественно-политических, производственных, культурных, демографических, семейно-бытовых, экологических и пр. При этом оптимальным при изучении истории является сочетание формационного и цивилизационного подходов, использование хронологического, страноведческого и проблемного принципов.

 

Цели и задачи исторического образования

Целями исторического образования являются овладение учащимися систематизированными знаниями о мировом историческом процессе и формирование представлений о месте в нём Беларуси, приобщение учащихся к достижениям отечественной и мировой культуры, воспитание социально активной и творческой личности, гражданина и патриота Отечества.

В связи с этим изучение истории в общеобразовательных учреждениях ориентировано на выполнение следующих задач:

- осмысление учащимися знаний об историческом процессе, необходи- мых для анализа современного этапа развития общества и прогнозирования собственной жизнедеятельности;

- осознание самоценности и уникальности культур народов мира;

- выработка ценностных ориентаций и личностных убеждений учащихся на основе идей гуманизма и патриотизма, принципов гражданского общества и правового государства.

Обучение истории направлено на формирование у учащихся исторической памяти, представляющей собой все виды информации о событиях прошлого, их времени и месте, участниках исторических событий и способности дорожить историческими традициями своего народа.

На уровне общего среднего образования у учащихся формируется национальное самосознание, т. е. осознание своей принадлежности к современной белорусской нации как нации политической, определяющим признаком которой является наличие суверенного белорусского государства. Рассматриваются исторические процессы, приведшие к возникновению первых государственных образований на территории Беларуси, формы и особенности развития государственности на белорусских землях, географический фактор, обусловивший традиционное взаимодействие различных культур и цивилизаций, что обусловило многообразие белорусской культуры, составляющее её особенность по сравнению с культурами других народов. Показываются исторические предпосылки ментальности белорусов, таких её особенностей, как трудолюбие, дисциплинированность, здоровый консерватизм и приверженность традиционным ценностям, религиозная и культурная толерантность. Воспитывается понимание особенностей хозяйственного развития белорусских земель, формирования белорусской экономической модели и традиционных экономических связей.

Изучение истории в общеобразовательных учреждениях ориентировано на осмысление учащимися исторического опыта, формирование у них исторического мышления, выработку навыков социального прогнозирования, осознание исторической ответственности за свою деятельность.

Особенностью обучения на III ступени общего среднего образования (X-

-XI классы) является усвоение содержания материала на событийно-хронологическом и проблемно-теоретическом уровнях. Определяющим при этом является освоение способов учебно-познавательной деятельности, в основе которой лежит самостоятельная работа учащихся в рамках подготовки к обязательному выпускному экзамену по дисциплине.

Учебная дисциплина «История Беларуси» играет существенную роль в развитии социальной компетентности молодежи, вносит существенный вклад в становление гражданской личности, способствует формированию правовой и политической культуры, способствует становления общественно-активной личности учащегося, создаёт условия для духовно-ценностной и практической ориентации учащихся в их жизненном пространстве, а также социальной адаптации.

 Изучение учебной дисциплины «История Беларуси» является основой становления интеллектуальной и творческой личности, обладающей развитым сознанием, критическим мышлением, помогает понять истоки современных социальных и политических проблем, способствует воспитанию чувства сопричастности молодого поколения к современной истории.

Изучение учебной дисциплины «История Беларуси» является основой становления интеллектуальной и творческой личности, обладающей развитым сознанием, критическим мышлением, помогает понять истоки современных социальных и политических проблем, способствует воспитанию чувства сопричастности молодого поколения к современной истории.

ЦЕЛИ

1.Усвоение знаний

- о чрезвычайных ситуациях различного характера;

- о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государст­ва;

- о структурах Государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны;

- о правах и обязанностях граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных си­туаций;

- об оказании первой медицинской помощи;

2.Формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни; осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Республики Беларусь в области защиты населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций;

3.Воспитание ответственного отношения к охране окружающей среды, к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

4.Развитие умений распознавать возникновение чрезвычайных ситуа­ций но характерным признакам их появления, а также на основе анализа соответствующей информации, получаемой из различных источников принимать обоснованные решения и предпринимать действия в конкретной чрезвычайной ситуации с учетом реально складывающейся об­становки и своих возможностей.

ЗАДАЧИ

  • развитее личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в чрезвычайных ситуациях;
  • формирование умений распознавать чрезвычайные ситуации и адекватно реагировать на них;
  • формирование у учащихся навыков безопасного поведения в усло­виях повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать обоснованные ре­шения и предпринимать действия в конкретной ситуации с учетом своих возможностей.

В процессе изучения учебного предмета (дисциплины) учащиеся познакомятся с основным комплексом мероприятий по защите населения, животных, растений, техники, продуктов питания, аварийно-спасательных и других неотложных работ; с организацией и осуществлением мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций организаций и своего учебного заведения.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

«ДОПРИЗЫВНОЙ ПОДГОТОВКИ»

Цель допризывной подготовки - формирование у юношей:

-морально-психологической готовности к военной службе;

-знаний, умений и основ культуры воинской службы, необходимых для освоения обязанностей защитника Отечества;

-общефизической и военно-прикладной физической готовности к физическим нагрузкам военной службы. Задачи допризывной подготовки:

 -расширение и углубление знаний о героизме и мужестве наших предков в деле защиты Отечества;

  -воспитание гражданственности и патриотизма, чувства личной ответственности за выполнение конституционного долга по защите Республики Беларусь;

 -ознакомление с оборонительным характером Военной доктрины Республики Беларусь, историей и современным состоянием национальных Вооруженных Сил, основными положениями общевоинских уставов, порядком прохождения военной службы, службы в резерве;

-воспитание товарищества, коллективизма, взаимовыручки, гуманности, нравственности, основ культуры общения и уставных взаимоотношений;

 -изучение прав, обязанностей и ответственности призывника, порядка приписки к призывным участкам и призыва на военную службу, службу в резерве;

 -обучение стрельбе из пневматической и малокалиберной винтовок; метанию ручных гранат;

 -действиям в экстремальных условиях и на учебном поле боя; строевым приемам и движения без оружия;

  -выполнению нормативов и упражнений

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

-подвиги наших предков, проявленные при защите Отечества;

-боевые традиции Вооруженных Сил Республики Беларусь;

-назначение, состав, основные виды вооружения и военной техники Вооруженных Сил Республики Беларусь;

-основные положения Конституции Республики Беларусь и военного законодательства о защите Республики Беларусь;

-характер и основное содержание военной политики Республики Беларусь;

-военно-политические и военно-стратегические основы военной безопасности Республики Беларусь;

-основные положения Военной доктрины Республики Беларусь;

-основные положения международного гуманитарного права в период вооруженных конфликтов;

-права, обязанности и ответственность призывника; порядок приписки к призывным участкам и призыва на военную службу;

-определения понятий: воинская обязанность, воинская служба, военная служба, служба в резерве, допризывник, призывник, военнослужащий;

-формы и виды тактических действий;

-организацию, вооружение и боевой порядок мотострелкового отделения;

-организацию и вооружение иностранных армий;

-назначение, устройство и принцип работы автомата Калашникова, малокалиберной и пневматической винтовок, ручных гранат;

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

  1. Давать оценку:

-героизму и мужеству людей, защищавших свое Отечество;

-гражданственности и патриотизму, честному выполнению воинского долга.

  1. Выявлять:

-в Конституции и военном законодательстве Республики Беларусь свои обязанности по защите Отечества.

  1. Характеризовать:

-войны и военные конфликты по военно-политическим целям, применяемым средствам, масштабам военных действий;

-военную политику Республики Беларусь как оборонительную.

  1. Объяснять:

-обязанности солдата в бою. Действия солдата в составе отделения в обороне и в наступлении, назначенного наблюдателем или дозорным;

-текст Военной присяги, порядок ее принесения и принятия;

-правила воинской вежливости и поведения военнослужащих, порядок отдачи и выполнения приказов и приказаний, воинское приветствие;

-сущность и значение воинской дисциплины.

  1. Давать определения понятиям:

-общевоинский устав;

начальник и подчиненный, старший и младший.

  1. Действовать практически:

-передвигаться на поле боя перебежками и переползанием по-пластунски, на получетвереньках  и на боку;

-действовать в составе отделения в обороне, в наступлении, в  дозоре, вести наблюдение на поле боя;

-производить неполную разборку и сборку автомата Калашникова, снаряжать магазин;

-выполнять упражнения стрельб из пневматической и малокалиберной винтовок;

-выполнять начальное упражнение стрельб из автомата Калашникова (в воинской части);

-выполнять упражнения но метанию ручных имитационных гранат -оборудовать укрытие, организовывать ночлег, добывать огонь, воду и пищу в

Рекомендации учащимся при изучении дисциплины «География»

На протяжении первого семестра и начала второго семестра при изучении дисциплины «География» рассматриваются вопросы, касающиеся географии Беларуси. Для подготовки к зачетному занятию и успешной его сдачи, необходимо, пользуясь учебным пособием подготовить ответы на следующие вопросы:

  1. Величина и конфигурация территории Республики Беларусь. Оценка физико-географического, экономико-географического и политико-географического положения Республики Беларусь.
  2. Формирование территории РБ и ее административно-территориальное деление.
  3. Природные условия и ресурсы Беларуси. Особенности тектонического строения, полезные ископаемые, рельеф и климат Беларуси.
  4. Поверхностные и подземные воды, Почвы, растительный и животный мир Беларуси.
  5. Антропогенное воздействие на окружающую среду. Экологические проблемы. Природоохранные территории.
  6. Население Беларуси и его структура. Естественное движение населения.
  7. Факторы размещения производства. Структура и специализация хозяйства Беларуси.
  8. Горнодобывающая промышленность. Производство и распределение электроэнергии.
  9. Обрабатывающая промышленность. Металлургическое производство. Производство транспортных средств. Производство нефтепродуктов. Химическое производство.
  10. География промышленного и гражданского строительства. Текстильное и швейное производство. Производство пищевых продуктов.

Работа с учебными картами в процессе изучения географии является обязательной. С целью эффективного формирования картографических умений и навыков необходимо к зачетному занятию выполнить задания по контурным картам на страницах 2 – 28.

Во втором семестре при изучении дисциплины «География» рассматриваются вопросы по географии мирового хозяйства и глобальных проблем человечества. Для этого используется учебное пособие для 11 класса учреждений общего среднего образования с русским языком обучения «География. Мировое хозяйство и глобальные проблемы человечества». (1)

Для успешного изучения и подготовке к зачетному занятию по дисциплине «География» во втором семестре, учащимся необходимо приобрести контурные карты для 11 класса География. Мировое хозяйство и глобальные проблемы человечества. (2)

А также приобрести тетрадь для практических работ География. Мировое хозяйство и глобальные проблемы человечества под редакцией Ю. М. Метельский. (3)

История Новейшего времени является важным этапом формирования у учащихся целостной картины исторического развития мира, без которого трудно ориентироваться в современной социальной действительности. Она раскрывает картину исторического процесса в его единстве и противоречии от окончания Первой мировой войны до начала XXI в. В обучении истории этот курс занимает особое место. Он является логическим завершением изучения систематического курса истории, поэтому в нем находят отражение обобщающие выводы об основных тенденциях и общественно-историческом опыте предшествующего развития. Курс Новейшей истории имеет ключевое значение с точки зрения формирования мировоззрения и гражданского воспитания учащихся, получения ими социально значимых знаний о современных тенденциях развития мира, их подготовки к вхождению в самостоятельную жизнь.

Программа основывается на сочетании хронологического, страноведческого, сравнительно-исторического и проблемного подходов. Хронологический подход проявился в сохранении традиционного разделения курса на две части (1918–1945 гг., который изучается в X классе, и с 1945 г. по настоящее время, который изучается в XI классе), а также в том, что события и явления истории в рамках темы изучаются во временном (хронологическом) порядке. Страноведческий подход нашел выражение в выделении отдельных блоков: страны Европы и США; Россия — СССР — Российская Федерация; страны Азии, Африки и Латинской Америки. Сравнительно-исторический подход помогает находить общее и различное в развитии процессов мировой истории, показывать взаимосвязь и взаимообусловленность событий. Проблемный подход нашел свое отражение в рассмотрении вопросов, которые не имеют однозначного ответа в исторической науке. Среди них можно отметить такие ключевые проблемы, как вопросы войны и мира, проблемы трансформации и модернизации политических и социально-экономических систем, принципы построения стабильного миропорядка для устойчиво-безопасного развития человечества.

Цель и задачи изучения учебного предмета

Цель изучения истории — овладение учащимися систематизированными знаниями о мировом историческом процессе с 1918 по 2015 г., необходимыми для формирования гражданского патриотизма и успешной социализации в современной социокультурной среде, и развитие на этой основе исторического мышления.

Основные задачи:

  • усвоить важнейшие факты, характеризующие период Новейшей истории от окончания Первой мировой войны до начала XXI в., с раскрытием наиболее существенных причинно-следственных связей;
  • усвоить основные исторические понятия в их системе и взаимосвязи;
  • вырабатывать ценностные ориентации, формировать оценочные позиции;
  • освоить основные способы оперирования знаниями;
  • формировать умения, необходимые для осуществления преобразовательной, познавательной и творческой деятельности и применения полученных знаний в общественной и личной жизни.

    Изучение истории на базовом уровне осуществляется с учетом возможности реализации компетентностного подхода, учитывающего формирование личностных, метапредметных, предметных компетенций. Компетенции рассматриваются как личностное качество, формируемое в образовательном процессе в ходе усвоения знаний, приобретения умений, навыков, опыта деятельности, необходимых для продолжения образования, трудовой деятельности, успешной социализации в обществе.

Личностные результаты изучения истории на базовом уровне отражают:

  • осознание собственной идентичности как гражданина Республики Беларусь;
  • формирование базовой системы ценностей (семья, друзья и знакомые, досуг, политика, работа, религия);
  • приобщение к культурному многообразию современного общества;
  • развитие мировоззрения, самосознания, отношения к действительности, характера, способностей, психических процессов, накопление опыта.

Метапредметные результаты изучения истории на базовом уровне отражают умения:

  • самостоятельно определять цели своего обучения и познавательной деятельности, а также пути их достижения;
  • анализировать свою деятельность и корректировать ее;
  • давать определения понятиям и конкретизировать их примерами;
  • обобщать, систематизировать, классифицировать факты, устанавливать основные причинно-следственные связи, делать выводы;
  • использовать знаково-символьную информацию;
  • работать с разнообразными источниками информации;
  • организовывать и представлять результаты своей деятельности;
  • взаимодействовать с другими людьми, работать в группе, команде, коллективе.

Предметные результаты изучения истории Новейшего времени с 1918 по 2015 г. на базовом уровне направлены на усвоение предметного содержания и освоение специальных способов учебно-познавательной деятельности. Они представлены в подразделах «Основные требования к результатам учебной деятельности учащихся».

Расширить проблематику содержания исторического курса, создать условия для организации усвоения соответствующих способов деятельности, отработать навыки исследовательской работы с историческими источниками, совершенствовать умение формулировать и аргументировать собственную точку зрения возможно на основе изучения широкого спектра исторических источников.

   

Учитель – это тончайший инструмент, вмещающий в себя палитру человеческой деятельности: он и философ, и дирижер, и организатор, и ученый, и психолог, и артист – нужно в работе с ним уважать его представления о деятельности, помогать ему раскрыть все достоинства и красоту звучания этого инструмента.

(«Правила работы с учителем» Учительская газета).

 

«Век живи – век учись». В этой пословице заключена народная мудрость о необходимости непрерывного образования. В полной мере эти слова относятся к педагогической деятельности.

Практика показывает, что основной путь, способный существенно повлиять на повышение уровня педагогического мастерства преподавателей, их компентенции и эрудиции – это четкая, на подлинно научной основе, организация методической и исследовательской работы в учреждениях образования.

Цикловая комиссия социально-гуманитарных дисциплин проводит разнообразные открытые занятия и внеаудиторные мероприятия.

 Краеведение
Гражданско-патриотическое воспитание в АСК

 

Архив 2022-2023 учебный год

Архив 2021-2022 учебный год

Архив 2020-2021 учебный год

Архив 2019-2020 учебный год

Архив 2018-2019 учебный год

Архив 2017-2018 учебный год

Архив 2012-2013 учебный год

Учебный кабинет – помещение, предназначенное для проведения образовательного процесса и оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, техническими средствами обучения, и т. д.

В кабинетах цикловой комиссии социально-гуманитарных дисциплин проводится учебная, факультативная, воспитательная и методическая работа по дисциплинам цикла.

 

- Кабинет обществоведения (ауд. 402),

заведующий кабинетом Бычкова Анжела Владимировна.

- Кабинет истории (ауд. 404),

заведующий кабинетом Веремеева Ольга Владимировна.

- Кабинет немецкого языка (ауд. 217),  

заведующий кабинетом Косько Алеся Васильевна.

- Кабинет английского языка (ауд. 219), 

заведующий кабинетом Антипирович Ирина Петровна.

- Кабинет английского языка (ауд. 221),  

заведующий кабинетом Гребень Вероника Евгеньевна.

- Кабинет белорусского языка и литературы (ауд. 306),  

заведующий кабинетом Шаблицкая Наталья Васильевна.

- Кабинет русского языка и литературы (ауд. 311),  

заведующий кабинетом Жолобова Ольга Васильевна.

Современная система образования живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования.  В связи с этим образование призвано обеспечивать условия успешной социализации подростков в процессе обучения, реализацию учащимися своих способностей, возможностей и интересов. Это предполагает в организации и управлении образовательным процессом изменения, обеспечивающие развитие творческой активности школьников.

Как показывает практика, цели изучения любой дисциплины легче достигаются, если учащиеся получают возможность в процессе их освоения испытать себя выполнением ряда творческих практических работ, которые включают усвоение информации, овладение новыми приемами работы и, что не менее важно, оценочным отношением к планируемым и достигнутым результатам информационной и методологической деятельности.

Образно этот процесс можно представить как расширяющуюся спираль, каждый новый виток которой – это новые знания, образы действий, приобретенный опыт, что позволяет считать проектирование методом развивающего обучения.  

Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в становлении успешного выпускника, а в дальнейшем и хорошего профессионала. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуального развитие учащихся, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и признания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельности и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения.

В ходе изучения дисциплины «Основы права» учащемся предлагаются следующие темы для учебных проектов:

1 Сказка-ложь, да в ней намек…

2 Незнание закона не освобождает от ответственности и др.

Вахта пямяти

Русский язык

ЛИТЕРАТУРНЫЕ СЛОВАРИ И ЭНЦИКЛОПЕДИИ

Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору
http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm?cmd=show

Словари и энциклопедии на Академике
http://dic.academic.ru/

Словари и справочники на сайте РГИУ
http://www.i-u.ru/biblio/dict.aspx

Энциклопедия «КРУГОСВЕТ»
http://www.krugosvet.ru/

Энциклопедия Википедия
http://ru.wikipedia.org/

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений
http://bibliotekar.ru/encSlov/index.htm

Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ
http://gramota.ru/lenta/news/8_2234

Русская литература

ЭЛЕКТРОННЫЕ БИБЛИОТЕКИ

Каталог бесплатных библиотек  интернета
http://www.allbest.ru/libraries.htm

Фундаментальная электронная библиотека РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И ФОЛЬКЛОР
http://feb-web.ru/

Библиотека Максима Мошкова
http://lib.ru/

Беллетрист библиотека
http://www.belletrist.ru/index.htm

ПЕРСОНАЛЬНЫЕ САЙТЫ ПИСАТЕЛЕЙ

Список литературных сайтов
http://www.lit-info.ru/articles/sites.htm

Сайт, посвященный творчеству Константина Бальмонта
http://balmont.lit-info.ru/

Сайт, посвященный творчеству Александра Блока
http://blok.lit-info.ru/

Сайт, посвященный творчеству Максима Горького
http://gorkiy.lit-info.ru/

Сайт, посвященный творчеству Сергея Есенина
http://www.esenins.ru/c75.html

Еще один сайт о Есенине
http://esenin.niv.ru/

Сайт, посвященный творчеству Анны Ахматовой
http://anna.ahmatova.com/

Сайт, посвященный творчеству Марины Цветаевой
http://tsvetaeva.lit-info.ru/

Сайт, посвященный творчеству Бориса Пастернака
http://pasternak.niv.ru/

Сайт, посвященный творчеству Михаила Булгакова
http://bulgakov.lit-info.ru/

Еще один сайт о Булгакове
http://www.bulgakov.net.ru/

Сайт, посвященный Михаилу Шолохову
http://www.sholohov.dspl.ru/index.asp

Сайт, посвященный Владимиру Набокову
http://nabokov.niv.ru/

Собрание сочинений Варлама Шаламова
http://www.booksite.ru/varlam/compose.htm

Сайт, посвященный творчеству Владимира Высоцкого
http://vysotskiy.lit-info.ru/

Сайт, посвященный творчеству Николая Рубцова
http://rubtsov.id.ru/

Сайт, посвященный творчеству Василия Шукшина
http://shukshin.biysk.secna.ru/author/

Сайт, посвященный творчеству Иосифа Бродского
http://znai.org/BRODSKIJ/index.html

Сайт, посвященный творчеству Александра Солженицына
http://www.solgenizin.net.ru/

Тексты классиков на сайте классика.ру
http://www.klassika.ru/

Помощник поэта
http://www.stihi.ru/cgi-bin/assist.pl

Краткие содержания литературных произведений
http://www.znaj.ru/kratkoe/

Книга Юрия Карабчиевского «Воскресение Маяковского»
http://noskoff.lib.ru/akara010.html

Сайт литературно-художественного журнала «СИБИРСКИЕ ОГНИ»
http://www.sibogni.ru/

Белорусский язык и литература

http://knihi.com – Беларуская палiчка – беларуская электронная бiблiятэка

http://narbel.bsu.by – беларускiя народныя пiсьменнiкi i паэты

http://lit-bel.org – Саюз беларускiх пiсьменнiкау

http://library.mogilev.by – Могилевская областная библиотека им. В.И. Ленина

http://libelli.narod.ru/misc/rules.htm - Правiлы беларускай арфаграфii i пунктуацыi

http://adukar.by – 10 парад, якiя дапамогуць пленна падрыхтавацца да экзамену па беларускай мове

История и обществоведение
https://studme.org/16731104/istoriya/istoriya_belarusi

Республика Беларусь (карты, история и т.д)
http://www.emaps-online.com/rus_win/maket-map.shtml

Энциклопедия Кругосвет
http://www.krugosvet.ru/articles/80/1008062/1008062a1.htm

Праілюстравана сучаснае становішча ўсіх абарончых, культавых будоў і сядзіб, якія былі пабудаваныя на тэрыторыі сучаснай Беларусі да 1917г.
http://globus.tut.by/

Национальный архив Республики Беларусь. Документы по истории Беларуси.
http://archives.gov.by/Arh/arx_naz.htm

«Память Народа», partizany.by — информационные проекты
http://pamyat-naroda.ru

Загадки истории, история истории, карты, исторические личности, историки, археология, организации, занимательные исторические факты
http://history.rin.ru/ - 

Сайт Президента Республики Беларусь
http://www.president.gov.by/

Нацыянальны інстытут адукацыі
http://www.adu.by/

Сайт ОО «Белорусский республиканский союз молодежи»

Национальная академия наук Беларуси
http://nasb.gov.by/

Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь
http://pravo.by/

Бесплатная электронная библиотека
Философия.ру
Иностранный язык

Аудирование

Ororo.tv— фильмы и сериалы на английском со встроенным переводчиком.

Show-English— фильмы, сериалы и клипы на английском языке со встроенным переводчиком.

Hamatata— сериалы и фильмы на английском с субтитрами. Субтитры можно переводить.

co.uk/radio— радио BBC, можно выбрать интересующую программу или жанр.

Begin-English.ru/radio— основные радиостанции Англии и США на английском языке.

Britishcouncil— огромное количество подкастов и не только.

Teacherluke— еще один ресурс с подкастами на различные темы.

PlayPhrase— здесь можно найти кадры из сериалов и фильмов по заданной фразе.

LyricsTraining— сайт, на котором можно учить иностранные языки методом «караоке».

SpotlightEnglish— ежедневная 15-минутная радиопрограмма для изучения английского.

PopcornTime— сервис для просмотра видео с субтитрами или без.

EnglishCentral— сервис для просмотра видео на английском языке. Можно выбрать тему и языковой уровень.

Todayifoundout— рассказы о каком-нибудь занимательном факте на 5–10 минут.

Itotd— то же самое, но чуть менее серьезно.

Npr— американское радио, для многих передач в течение суток после эфира выкладываются транскрипты.

Signalvnoise— большая коллекция подкастов на самые разные темы

HomeEnglish— аудиоуроки радиостанции «Голос Америки» (Voice of America / VOA). Аудиоуроки представляют из себя аудиофайлы по различным темам от простого к сложному.

TalkEnglish— большая подборка записанных фраз, диалогов.

China232— уроки английского в формате подкастов для продвинутого уровня.

Librivox— аудиокниги на английском языке.

Esl-Bits— аудиокниги на английском языке. Доступны текстовые варианты книг и выбор скорости чтения.

Чтение

WordMemo— сайт дает возможность угадать смысл незнакомого слова. Отмеченные как незнакомые слова в тексте в дальнейшем переводятся не сразу, а сначала показывается контекст, в котором вы их встречали до этого.

WordsFromText— на сайте можно смотреть значение незнакомых слов прямо в тексте. Также можно сюда добавлять свои тексты, из которых сервис выловит все используемые в тексте слова и разбросает их в виде словаря.

GetParallelTranslations— сервис для чтения книг с возможностью добавлять новые слова в личный словарь.

Newsinlevels— здесь можно почитать новости с уровнями для изучающих английский.

ReadTheory— сайт для развития навыков чтения.

AmericanLiterature— онлайн-библиотека американской литературы.

Short-stories— сервис, на котором собраны самые разные английские рассказы.

English-e-books— собрание электронных книг на английском языке. Книги разбиты по языковым уровням, доступны для скачивания в различных форматах и чтения онлайн.

Do-you-speak— здесь множество коротких рассказов на английском языке, некоторые из них снабжены аудиоверсиями.

Lingvo— на сайте публикуются тексты в английском и русском вариантах одновременно.